Что такое НЛП?
Что такое НЛП? (из руководства к курсу "НЛП-Практик")
Ключом ко всякой науке, бесспорно, является вопросительный знак; вопросу: «Как?» мы обязаны большей частью великих открытий.
Оноре де Бальзак
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Дени Дидро
Нейро-Лингвистическое Программирование — это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт.
В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия. «Лингвистическое» подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.
«Программирование» определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: «программа» в переводе с греческого означает «четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата».
Таким образом, это название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.
НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.
НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы гениальных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер (PhD), профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер (впоследствии PhD), психолог и математик, человек, круг интересов которого необычайно широк.
К соавторам НЛП также можно отнести Лесли Кэмерон, Джудит Делозье, Дэвида Гордона, Роберта Дилтса, Фрэнка Пьюселика. В настоящий момент НЛП мощно развивается и пополняется все более и более новыми разработками, а круг соавторов постоянно растет.
Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу НЛП было весьма эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Грегори Бэйтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Бертрана Рассела, которая стала прообразом логических уровней в НЛП.
На первом этапе развития НЛП начиналось с моделирования Фрица Перлза, основателя гештальт-терапии, с учетом всех основных подходов и принципов гештальт-психологии. Поэтому то, как НЛП смотрит на поведенческие и мыслительные шаблоны, во многом связано с гештальт-методом. Еще одной «моделью» был известный гипнотерапевт Милтон Эриксон, использовавший в своей работе особые лингвистические паттерны, которые создавали трансовые состояния различной глубины. Джон Гриндер достиг докторской степени в лингвистике, используя работы Ноама Хомского, поэтому становится вполне понятным, что к научным корням НЛП следует отнести и лингвистику. Авторы НЛП исходили из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.
Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский академик А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный конкретный рефлекс. В НЛП эта тема называется «Якорение». Также были использованы некоторые модели, разработанные поведенческими психологами. Так, Т.О.Т.Е. (Карл Прибрам и др.) aдаптирован в НЛП в качестве способа описания поведенческих и мыслительных стратегий. Основатели НЛП пошли дальше поведенческих психологов, сравнивавших наш внутренний опыт с «черным ящиком»; они продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (поступающая к нам из внешнего мира информация) и как это связано с «выходом» (как обработанная информация реализуется во внешнем поведении, коммуникации). Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого «черного ящика» и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта — субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия.
Определенно можно сказать, что в основе НЛП лежат когнитивные науки. Разрабатывая модели искусственного интеллекта, когнитивисты продвинулись в понимании того, как устроен самый главный биокомпьютер — человеческий мозг, предлагая различные модели функционирования памяти и мышления: голографическую, синергетическую и многие другие. НЛП началось с вопроса: как мы организуем собственную модель мира, на основе которой строим свое поведение? Поэтому разработки когнитивистов использовались для понимания того, что представляют собой мыслительные стратегии и как происходит построение когнитивных карт.
В процессе развития НЛП затронуло вопросы, находящиеся в сфере изучения экзистенциальной психологии. Как осознание миссии (высшего предназначения) влияет на всю жизнь человека? Как понимание собственного личностного своеобразия («Я —концепция») связано с возможностью самореализации? Какова структура убеждений? Каково различие между поведением и намерением людей? Отвечая на эти вопросы, НЛПеры создали инструменты, позволяющие изменять иерархию ценностей и структуру убеждений для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.
В последние годы в сферу изучения НЛП оказались включены идеи архетипической психологии. Еще Карл Юнг предложил aрхетипическую типологию описания личности и поведения, на основе которой объясняются определенные типы взаимодействия между людьми. Эти же идеи лежат и во многих других, так называемых «портретных» подходах, например, в методиках Изабель Майерс и Катрин Бриггс, соционике и т. д. В начале своего становления НЛПеры также вводили свои комплексные поведенческие паттерны. В частности, известны категории Вирджинии Сатир «плакатер», «блаймер» и им подобные. Позже, разукрупняя категории Сатир, архетипы Юнга, Майерс и Бриггс, исследователи попытались разделить архетипы на общие составляющие, говоря метафорическим языком, выделить те «ноты», с помощью которых строятся все «аккорды» и последовательности. Так в НЛП выкристаллизовалась тема «метапрограммы» и был развит динамический подход к более удобной в практическом применении типологизации. Базовые метапрограммы позволяют не только создавать статичный «портрет», но и строить метапрограммный «профиль» и отслеживать его изменения непосредственно во время общения с человеком или при работе с текстом.
Научные корни НЛП лежат и в теории систем, и в принципах системного мышления. Именно использованием системных принципов объясняется разработка в НЛП таких тем, как множественное описание (базовая модель — трехпозиционное описание, работа Д. Гриндера и Д. Делозье), развитие моделей Т.О.Т.Е., S.C.O.R.E., S.O.A.R. — «кубика-рубика» НЛП (работы. Р. Дилтса), которые используются в современном НЛП для многомерного описания опыта, понимания структуры различных техник и технологий, выстраивания стратегий изменения.
Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании — везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. Современное НЛП — это прежде всего методология, которая, как и математика, может успешно обслуживать самые разные области человеческого прогресса.
В настоящее время НЛП получило широкое распространение в большинстве развитых стран. В США порядка 100 различных организаций НЛП, в Германии более 70 крупных центров и институтов НЛП, занимающихся исследованиями и разработками на основе НЛП в различных областях. В Россию Нейро-Лингвистическое Программирование пришло совсем недавно и не является частью какого-либо формального образования. Хотя в качестве спецкурсов по практической психологии оно существует во многих ведущих университетах и институтах. В большей степени оно пока доступно в различных образовательных центрах и фирмах, профессионально применяющих НЛП (НЛП-консалтинг).
Область применения НЛП
Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе. НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений, сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека. В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем, допускается возможность синтестезии, иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы. Таким образом, в НЛП считается, что допустимо и логично исследовать сам субъективный опыт человека. Следствием данного факта стала широкая вариация явлений, в которых применяется НЛП. Среди них:
- Повседневные коммуникативные ситуации, например: быстрое установление контакта, лучшее понимание других людей.
- Решение психологических проблем, например: устранение страхов и навязчивостей, более уверенное выступление на публике.
- Управление собственным состоянием, например: контроль над болевыми ощущениями или уровнем эмоционального возбуждения.
- Использование трансовых состояний, например: постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов, погружение в транс и утилизация внешних сигналов.
- Работа с известными духовными переживаниями и состояниями, например: медитация и просветление.
- Изменение устоявшихся стереотипов поведенческих реакций, например: резкое изменение стиля жизни, критериев и ценностей или нахождение сексуальных партнёров.
- Ситуации ведения бизнеса, например: переговоры, продажи и тренинг персонала.
- Разделение целостных поведенческих стратегий на компоненты для их аналитического исследования.
- Моделирование различных способов эффективности, например: навыков, способностей, состояний и убежденй.
Основные концепции
НЛП — это практическая школа мышления (эпистемология), которая обращается ко многим уровням жизнедеятельности, существующим в жизни людей. НЛП – это многомерный процесс, который включает развитие поведенческой компетентности и гибкости, стратегическое мышление и понимание мыслительных и познавательных процессов, управляющих поведением. НЛП дает инструменты и навыки для построения стратегии собственной успешности, а также устанавливает систему убеждений, дающих дополнительные силы, создает пресуппозиции о том, что такое существование людей, что такое коммуникация и процесс изменения. С другой стороны, НЛП – это самопознание, исследование идентичности и миссии. Оно также обеспечивает основу для понимания «духовной» части человеческого опыта, который обогащается за счет изучения нас самих как личностей, наших семей, организаций, а также глобальных систем. НЛП — это учение не только о способностях и успешности, но и о мудрости и видении.
В сущности, все НЛП основано на двух фундаментальных принципах:
Карта не территория.
Являясь людьми, мы не можем познать реальность. Мы можем познать только наше восприятие реальности. Мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир через наши сенсорные репрезентативные системы. Именно наши «нейролингвистические» карты реальности определяют наше поведение, и то, что дает этому поведению смысл, само по себе не является реальностью. В большинстве случаев не сама реальность ограничивает или разрешает нам что-либо сделать, а наша карта реальности.
«Жизнь» и «разум» являются системными процессами.
Процессы, происходящие в самом человеке и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными. Наши тела, наши сообщества и наша вселенная составляют единое целое сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть от всей остальной системы, которая основана на определенной «самоорганизации» и стремится к естественному оптимальному состоянию баланса или стабильности.
Все модели и техники НЛП основаны на комбинации этих двух принципов (смотри пресуппозиции НЛП). В системе убеждений НЛП считается, что люди не могут познать реальность. Мудрость, этичность и экология происходят не оттого, что у кого-то есть «правильная» или «истинная» карта мира, а скорее оттого, что целью является создание самой состоятельной, насколько это возможно, карты, которая отражает систематическую природу и экологию нас самих и мира, в котором мы живем. Наиболее эффективны те люди, у которых есть такая карта мира, позволяющая им постигать наибольшее число возможных выборов и перспектив. НЛП – это способ расширения выборов, которые у вас есть и которые вы воспринимаете как возможные в окружающем вас мире. Эффективность и мастерство приходят тогда, когда у вас есть много выборов. Мудрость приходит, когда есть многочисленные перспективы.
Техники Нейро-Лингвистического Программирования сосредоточены на распознавании, использовании и изменении паттернов мыслительных процессов, влияющих на поведение людей, как средства улучшения качества и эффективности их выполнения. Основным допущением НЛП является то, что человеческий мозг функционирует подобно компьютеру, в известном смысле выполняя «программы» или ментальные стратегии, составленные из упорядоченного ряда инструкций или внутренних образов. Некоторые программы или стратегии лучше, чем другие, работают для достижения определенных целей, то есть используемая стратегия в большей степени определяет, насколько поведение будет эффективным. НЛП определяет «язык программирования» мозга как пять чувств. Таким образом, любую внутреннюю деятельность (память, принятие решения, мотивацию, обучение, творчество и т.д.) можно свести к подробной упорядоченной последовательности или комбинации сенсорных представлений (визуальных, аудиальных, кинестетических, обонятельных или вкусовых). Следует заметить, что, как и в случае с компьютерной программой, именно структура программы так же, как и подробная информация о том, что обрабатывается, определяет его эффективность.
Способность осуществлять отдельные ментальные программы до определенной степени обуславливаются физиологическим состоянием человека. Несомненно, если у компьютера бракованная микросхема или происходит резкий бросок напряжения, его программы не смогут функционировать эффективно. То же самое относится к человеческому мозгу. Уровень возбуждения, восприимчивости, стресса и т. д. отдельного человека будет определять степень эффективности, с которой он сможет выполнять свои ментальные программы. Ритм сердцебиения, дыхания, положение тела, артериальное давление, напряжение мышц и гальваническая реакция кожи являются примерами физиологических показателей, которые влияют на изменение общего физиологического состояния и сопровождают это изменение.
Кроме общего физиологического состояния индивида, мыслительные процессы также сопровождаются едва различимыми физиологическими процессами, называемыми «ключами доступа». Ключи доступа служат якорями, запускающими особые нейрологические (ментальные) процессы, которые составляют индивидуальную стратегию. Некоторые ключи доступа генетически «зафиксированы», в то время как другие можно изучить и развить. Ключи доступа включают такие едва различимые движения, как движения глаз, рук, выражение лица, положение головы и небольшие изменения в позе и дыхании. Например, когда человек пытается представить (визуально сконструировать) что-либо мысленно, его глаза могут подняться вверх, зрачки могут слегка расшириться, а дыхание стать более поверхностным.
Закономерность и неизбежность последовательности физиологических маркеров, сопровождающих мыслительные процессы, создают два важных преимущества:
1. Они позволяют наблюдать, распознавать и создавать карту характерной когнитивной последовательности даже в том случае, когда мыслительный процесс стал настолько привычным, что человек уже не осознает всю последовательность шагов.
2. Они обеспечивают физический, объективный метод, чтобы помочь заякорить, точно настроить и рационализировать (или «отладить») отдельные мыслительные процессы.
Целью любого вида тренинга, направленной на интервенции или техники личностного редактирования, является доступ и влияние на нейрологические программы, поведенческие ключи доступа и физиологическое состояние личности, чтобы он или она могли более согласованно действовать наиболее эффективным способом.
Одним из преимуществ НЛП перед другими психологическими моделями является его способность обеспечивать точные средства для измерения и идентификации физиологического состояния и мыслительных стратегий, которые использует человек в произвольный момент времени, а также дает специальные средства для улучшения ментального и физиологического состояния человека.